Правила и выборы

Человек научается ответственности, когда живет в изобильной выборами среде, где плюс-минус можно многое. Именно тогда ему приходится рождать внутри фигуру совершающую выбор, ищущую опору как на свои желания, так и на опыт, ресурс, анализ последствий

Когда же подростка — из страха что предлагаемые миром выборы его спровоцируют — помещают в стерильную среду правил, где нет неоднозначных, ставящих сложные вопросы сериалов, нет открытого движения к противоположенным возможностям иметь или не иметь детей, нет в целом широкого репертуара ролей и смыслов, одним словом, когда от него отодвигают все потенциально «опасное», неоднозначное — он не имеет возможности стать зрелым или ответственным. Ведь ему ни к чему уметь держать ответ — за него все уже решили. Ему не обо что зреть — за него уже подумали.

По результату подросток вырастает во взрослого не способного принимать собственные решения, оценивать риски, делать личные моральные выборы и конечно же ведомого запретными страстями, потому как личные смыслы, а не продиктованные, в нем так и не сформировались.

Самое большое количество таких когда-то сильно опекаемых семьями (или религией) взрослых я встречала в реабилитационных центрах. Безопасная жизнь по четким правилам, которые ты не выбирал, рано или поздно рождает сильнейшее страдание души.

Получается, страх родителей за потенциальное «несчастье», «неправильность», «потерянность» своего ребенка неизбежно именно к этому и приводит.

Татьяна Фишер