Иллюзии
Как-то в соцсети начинающейся на И меня спросили, для чего человеку иллюзии. Вопрос заставил задуматься и, как мне кажется, иллюзии не «для чего», а скорее «почему».
Дальше немного свободной фантазии на тему развития сознания, которая, конечно, может иметь некоторые неточности, но используется скорее для отражения общего смысла его постепенного расширения.
Находясь в утробе матери, ребёнок переживается себя центром всего. Он и окружающая его среда нераздельны. Возможно, так себя чувствовали Адам и Ева в райском саду. Кругом все для них и иногда издалека был слышен голос кого-то бОльшего и одновременно единого с ними.
Рождение по своей сути первый крах иллюзии младенческого сознания о бесконечности райского состояния.
В младенчестве ребёнок в иллюзии, что грудь, появляющаяся при любом его требовании, конечно же является частью его, да и мама сама по себе существовать не может. А мир чуть дальше переживаемого тёплого слияния с матерью и вовсе не очень есть.
К двум годам ребёнок осознаёт свою отдельность. Именно в этом возрасте глядя в зеркало и видя на лбу зелёную точку он начинает прикасаться не к отражению, а к своему лобику. Примерно тогда же приходит крах иллюзии полного слияния с мамой, происходит очередной виток процесса сепарации . Оказывается, мама может быть мной не довольна, оказывается, она может тут же не откликнуться и вообще я не всегда центр ее бытия.
Говорят, в это время ребёнок сталкивается с одним из первых переживаний стыда этой самой своей отдельности, и если у родителя недостаточно сил показать: «ты и правда отдельный, другой, но ты мне нравишься, мне радостно, что ты такой», подкрепления нормальности того, что «я-другой и это ок» не случается. И тут опять есть иллюзия того, что если другой такой же как я — это безопасно, а если другой он другой, то как-то сразу стыдно и почти невыносимо.
Сознание ребёнка остаётся все ещё слишком мало, чтобы вместить всю сложную картину мира, где настроения мамы и папы очень опосредованно связаны с ним и намного больше зависят от происходящего вне родительства. Оттого ещё многие годы ребёнок живет в иллюзии, что все связано в этом мире исключительно с его персоной, что если мама и папа злые — значит они его не любят.
А ещё есть иллюзия того, что мир делится на хороших и плохих, что он, ребенок, может быть изгнан из любой системы за свою «плохость», и тут уже очень часто семьи и другие системы в прямом смысле подкрепляют эту фантазию. К примеру, возвышая отличников и стигмируя двоечников, хотя абсолютно очевидно, что как раз последние нуждаются в дополнительной помощи и поддержке. Транслируя ребёнку, что есть «хорошая» мама и «плохой» папа и вот это вот все.
Впереди ещё много трансформаций и крахов всевозможных иллюзий. Чего стоит только один пубертат)))
Сознание становится все объемнее и все меньше оставляет возможности чувствовать себя центром всего. И все это происходит через боль, разочарования, ошибки и крахи, что требует больших внутренних ресурсов, а соответственно многолетней качественной поддержки родителя, самого не застрявшего в одной из предыдущих иллюзий.
Оттого, иллюзии не то чтобы нужны человеку, они скорее говорят о том, в каком месте сепарации, индивидуализации и взросления он застрял. И часто, к сожалению, они о том, что границы с окружающей средой не появились вовсе и в любом столкновении с «инаковостью» происходит стыд, как маркёр потребности осознать себя в этой разности и ещё только обрасти личной кожей в очередном месте себя.
Но главное, иллюзорность предыдущего этапа осознается лишь при переходе на последующий. До тех пор она искренне воспринимается как реальнейшая из реальных и единственная из возможных )).
Психолог Татьяна Фишер