Честность
Несмотря на кажущуюся однозначность понятия «честность», в моем представлении, она может быть очень разной.
Бывает «честность» детская, пионерская что ли. Когда будто есть кто-то большой (учитель, родитель, судья, Бог) следящий за тобой и запрещающий поступать «нечестно», «плохо», «эгоистично», «непорядочно» (не по его порядку).
Тогда, с одной стороны, ты ощущаешь себя очень маленьким, зажатым виной, боящимся этого взгляда вынесенного вовне судьи, не выбирающим, как себя вести, а выполняющим чужие правила. С другой — претендуешь на святость и возвышаешься в этой вынужденной «хорошести» над остальными.
А есть честность с собой. Такая честность оценивается не неким выученным сводом правил извне, а требует внутренней ясности.
Это совсем не значит, что я не обманываю, не поступаю эгоистично или не ошибаюсь. Это скорее значит, что когда я обманываю или вижу ошибку — появляются эти самые противные внутренние кошки и приходится признаваться в этом себе. Не делать вид, что поведение связано исключительно с другим, но осознавать, что это я выбрала сейчас пойти на обман. Это я на сегодня боюсь последствий ясного разговора и пока нечто утаиваю. Это я сейчас ставлю в приоритет личную выгоду. Это я борщенула и обидела другого, какой бы повод другой для этого не дал. Это я, возможно намеренно, а быть может и нет, принесла ущерб.
И если в «пионерской честности» есть переживание собственной уникальности и света при том, что она регулируется виной и стыдом перед судьей извне. То в концепции внутренней честности встречаться приходится с точностью до наоборот со своей неидеальностью: где-то трусостью, где-то приземленностью, где-то алчностью, где-то невозможностью подойти всем, в общем — крайней степенью обычности и несвятости, но одновременно отдельности и свободы.
Получается, что честный с собой человек всегда точно знает о своей в чем-то нечестности, где-то ограниченности, наверняка предвзятости и возможности в любой момент ошибиться. И, вероятно от того, даже в мечтах не претендует на хождение по воде и не рушиться от стыда там, где его заметили с «некрасивой» стороны.
Психолог Татьяна Фишер