Устаревает ли знание?
Окончательное очищение,
Успокоение всех построений,
Отпускание всех опор,
Отсутствие пристанища,
Нарождённое и неумирающее состояние,
Конечная цель практики, то к чему стремимся и что мы еще никогда не испытывали – ниббана или нирвана.
Мы побеседовали с Надежой Ляхович о практике и философии буддийской традиции, о мотивации и целеполагании, встрече традиционного знания и современного мира.
*** 12 лет назад в Таиланде Надежда приняла монашеское посвящение — мэчи. В течение десятилетия она активно изучала Абхидхамму и пали, посвящала себя практике медитации (саматха и випассана), помогала в проведении медитационных ретритов в России, Индии и Таиланде. После возвращения в Россию и снятия монашеских обетов Надежда проводит ретриты в качестве учителя медитационного центра Парамита.
И начали мы с совершенно практического, утилитарного вопроса, волнующего многих начинающих практиков, интересующихся медитацией и буддийской традиции – как не утонуть в информационном океане, как разобраться самостоятельно в теоретических азах буддизма, начать практиковать без личного контакта с учителем и не пасть жертвой игр своего ума?
Если коротко перефразировать ответ Надежды – взять ответственность на себя, развивать мудрость, изучая различные источники, взращивать различение, искать то, что действительно мотивирует и вдохновляет практиковать – людей, тексты, лекции.
«То, что вам кажется, вы еще не встретили своего учителя – не повод откладывать практику на потом.»
Что такое буддизм – наука или религия, задал мой западный ум следующий вопрос.
А зачем, собственно, делать различия и противопоставления? Ритуалы — такая же часть традиции, как тексты и медитация, мы все разные и имеем неодинаковые способности и возможности постижения учения Будды. «Многие не могут в силу различных причин изучать труды и уделять значительное время практике медитации, но при этом, посещая храмы, присутствуя на церемониях, слушая наставления — они верят, что зарабатывают заслуги, делают что-то хорошее и, по крайней мере, зарождают устремление когда-нибудь понять учение.»
Как относится Надежда к «переводу» традиционных текстов на современный язык, был следующий, во многом риторический вопрос.
Риторический, потому что те, кто бывал на ретритах Надежды или смотрел интервью с ней, знают, что она — сторонница сохранения и поддержания традиционного учения в его изначальном виде, занимается переводами текстов с Пали (именно переводами, а не пересказами) и вполне справедливо считает, что если вы практикуете в конкретной традиции и хотите глубже ее узнать — избежать чтения фундаментальной литературы вряд ли удастся.
«Если у вас есть такая возможность — попробуйте научиться читать именно традиционные тексты. Возможно придется в процессе выучить пару языков, но это сильно облегчит понимание учения и откроет большой простор — текстов для изучения доступно станет в разы больше.»
Ну и наконец, вопрос, с ответа на который этот текст начался – что же такое нирвана, просветление, пробуждение — что об этом говорит традиция?
И, в общем-то, вся традиция в той или иной форме говорит именно об этом — как о состоянии полного освобождения от страданий.
В своем первом наставлении Будда, поворачивая колесо Дхаммы, дает нам «дорожную карту» обретения этого состояния:
*Есть страдания – как совокупность всех привязанностей;
**У всех страданий есть причина – жажда чувственных удовольствий, существования и несуществования;
***Возможно состояние, альтернативное страданию – ниббана или нирвана;
****Есть путь к прекращению страдания.