Бескрайние просторы морей и океанов

В Древнем Египте синий считался цветом истины. Вместе с золотым он украшал маску Туттанхамона – золотые лучи на синем небе.

А художники скупали редкий в то время камень – лазурит, перетирали его, добавляли в него яичный желток или масло, воду, и получали красивейший цвет. Это был ультрамарин!

К слову, первый художник, который осуществил целый переворот с синим, был Джотто Ди Бондоне. В небольшой итальянской часовне в Падуи, рисуя фрески, он изобразил святое семейство на голубом фоне, хотя в канонах был золотой. Такое бунтарство не только не раскритиковали, но и подхватили другие художники.

Было много влюбленных в синий художников во все времена! Например, абстракционист Василий Кандинский считал, что голубой звучит подобно флейте, синий как виолончель, а глубокий синий как контрабас!

А самым преданным художником, который не только использовал синий в своих работах, но и запатентовал свой оттенок синего, является французский художник и родоначальник художественного перфоманса Ив Кляйн!

Он более 13 лет экспериментировал с синим. Кляйн был нестандартным не только как художник, но и как личность. Он был дзюдоистом, даже открыл свою школу дзюдо, дрессировал скаковых лошадей и учился в школе мореходства!

Но в историю он несомненно вошел благодаря патенту на собственный синий — International Klein Blue.

В 1954 году он просто разорвал мир искусства своей монохромной выставкой. Где, по мнению критиков, было 11 одинаковых монохромов! Все они были созданы в разных городах. Уверена, заголовки газет пестрили чем-то вроде: «каждый маляр может мнить себя художником!» Но Кляйна это не волновало.

Он продолжал шокировать, устраивая свои синие перфомансы: раздетые до гола модели в его перфомансах измазывались синим и оставляли на полотнах следы синих тел. Самое интересное, что коктейли для зрителей тоже были синие, как и билеты, и шары, украшающие зал!

Но почему именно синий?

Кляйн считал, что это цвет бескрайнего моря и синего неба, а значит, цвет бесконечности. Но Ив Кляйн не только был новатором, он был почитателем классики! Его творчество вдохновлено Ренессансом, а именно
фресками того самого Джотто, который также был в свое время новатором!

Искусствовед Мила Вьюгина